DataLife Engine > Литературный клуб, Проза, публицистика > Джаз - музыка ярких индивидуальностей.

Джаз - музыка ярких индивидуальностей.


22 августа 2006. : ilonka

Джаз - музыка ярких индивидуальностей.

 
Я меломан, и меня всегда удивляла многоликость джаза. Он уверенно освоил и осваивает те «территории», которые «принадлежали» до него «классике», и которые появились уже после него – рок-н-ролл, фанк, рэп и др. В джазе всегда работало много творческих индивидуальностей и просто виртуозов,это делало его привлекательным для любого, кто готов слушать еще что-то кроме попсы.

 

Сейчас уже трудно представить, каким был джаз в эпоху своего становления, но многочисленные свидетельства указывают на то, что это был «диксиленд». Мы уже никогда не услышим оригинального звучания тех лет, но зато есть записи более поздние, и тех музыкантов, которые сами были свидетелями первых оркестров. Считается, что «диксиленд» когда-то претерпевал « revival» - возрождение интереса к себе. Но, как джазовый стиль, он уже давно достиг своего пика и, поэтому, объективно, интерес к нему снизился. «Диксиленд» был «разнузданным» стилем гениальных самоучек. Приход в джаз профессионалов ознаменовался эрой свинга. Тогда качественного перехода из стиля в стиль, в инструментальном плане, почти не произошло, музыка стала намного «стройнее», а в ритмическом плане – проще, что и послужило появлению тогдашней «попсы» – многочисленных танцевальных оркестров, имитировавших джаз. Самая главная заслуга эры свинга - появление « биг-бендов» - оркестров, в состав которых входит большая секция духовых инструментов, а иногда еще и струнных. « Биг-бенд» это то, ради чего любителю джаза стоит сходить на живой концерт, это прежде всего - ЗВУК! Такого Вы никогда не услышите на своей любимой домашней системе.

  История джаза, до недавнего времени, теснейшим образом соприкасалась с историей отношения рас. Можно даже утверждать, что джаз был зеркальным отражением текущего состояния расовой борьбы. Очередное джазовое направление создавалось афро-американцами в пику белым музыкантам, которые затем постепенно и небезуспешно осваивали это направление и вытесняли «законных владельцев» с престижных сценических площадок. Но в середине 40-ых появилось направление джаза, которое ознаменовалось уравниванием прав белого и цветного населения США. Это направление стало главным течением джаза – « мейнстримом», которое благополучно развивается и в наши дни, наполняя русло современного джаза. Его окончательно сформировавшееся название звучит довольно легкомысленно - « бибоп» [1]. С самого начала это направление отличалось изощренным, интеллектуальным исполнением музыкантами своих импровизаций. Таким способом черные музыканты собирались устранить последний миф расовой идеологии – миф о своей умственной неполноценности. К 60-тым годам у них появилось даже свое определение джаза – «ЭТО НАША МУЗЫКА» ( this is our music), своеобразный расизм «наоборот». Своей вершины джаз достиг в 60-ые, вместе с апогеем борьбы с расизмом. Дух захватывает, когда слушаешь записи сделанные в тот период. Это музыка, переполненная эмоциями. Уже тот факт, что тогда творил гений – Джон Колтрейн делает это время «золотым периодом» в эпохе джаза. А ведь еще были Майлз Дэвис, Эрик Долфи, Орнетт Коулман, Макс Роуч, Сесил Тейлор, Чарли Мингус. Тогда же появились новые звезды - Тони Вильямс, Чик Кориа, Херби Хенкок и еще огромное количество замечательных джазовых музыкантов. После официального уравнивания в правах всех рас, в джазе наступил период «отката». Возможно, этому способствовало и повальное увлечение роком.
 
На заре семидесятых возник вопрос идентификации джаза. В общем-то, джаз довольно легко идентифицировать, и даже, независимо от стиля [2]. Джаз это «особо исполненный» блюз, а стиль и определяет это особое исполнение. Когда Майлз Дэвис исполняет « Basin Street Blues» в стиле «кул», а матерый диксиленд исполняет бибоповский стандарт, то не возникает никакого сомнения в отсутствии какой-либо «привязки» произведения к стилю. Все дело в блюзовой манере исполнения. Что же произошло в начале 70-ых? Джаз терял свою социальную актуальность, а рок-музыка завоёвывала все больш ую аудиторию. Единственным выходом для основной массы джазовых музыкантов в это время стала адаптация к рок-музыке. Так родился новый стиль « фьюжн» - «сплав» джаза и рока. Звучание композиций в этом стиле (особенно в первой половине 70-ых) было необычным и захватывающим, с виртуозностью исполнителей тоже было все в порядке . Казалось, вот она - новая революция в джазе. Но постепенный отход от блюза, насыщение звука электроникой и упрощение ритма, привело к тому, что настоящие [3] любители джаза начали терять к нему интерес и надежду, что фьюжн окажется полноценным джазовым стилем. Да и сами исполнители, которые уже имели солидный бибоповский стаж, вернулись в свое основное русло и без какого-либо полезного приобретения. Кит Джарретт, например, сразу распознали бесперспективность этого направления и не стал «пересаживаться» на электричество. В самый «разгар» фьюжн Джарретт выпустил лучшие свои диски – « Silence», « Fort Yawuh». А «гигант» джаза - Майлз Дэвис, который принимал непосредственное участие в создании этого направления, напротив, до последнего дня верил в фьюжн. И надо отдать ему должное, всё, что он делал на протяжении 5-ти десятилетий, отвечало самому взыскательному музыкальному вкусу, даже его диск 93 года - « Do- Bop», не имеющий к джазу никакого отношения.  Дэвис обладал невероятным чутьем на талант, с ним играли почти все будущие знаменитости, в том числе и Джарретт. И вот в конце 60-ых, появился великий Джими Хендрикс, гениальный рок-музыкант, повлиявший на весь последующий джаз, и не только электрический. Дэвис высоко оценил музыкальные достижения Хендрикса и выступал его транслятором в джазе. Он пробовал вводить в свои составы одновременно двух гитаристов, распределяя им роли, рассчитывая на «эффект» Хендрикса. Но каждая  подобная попытка не приводила к желаемому результату, он оказывался слабее каждой из составляющих фьюжн. Гилл Эванс, руководитель « биг-бенда» и   давний партнер Дэвиса, тоже сделал свою попытку в 71 году в виде трибьюта Джими Хендриксу, но результат получился блеклый, не достойный ни Хендрикса, ни любителей джаза. Помимо явного участия Дэвиса в создании нового направления, просматривается и неявное.  Дэвис привлекал талантливых музыкантов к совместной работе, среди которых был и Джон Колтрейн. Они были одногодками,  но к середине 50-ых Дэвис был намного известнее и авторитетней Колтрейна. Позднее Колтрейн признавался, что совместная работа с Дэвисом помогла ему с самоопределением. Некоторое время спустя, когда по Америке гастролировал индийский музыкант, ситарист Рави Шанкар, Колтрейн познакомился с индийской народной музыкой, изобилующей медитативными элементами. О его впечатлениях мы можем судить по его знаменитой композиции 61 года « India», в которой  появились элементы психоделии, и по имени Рави, которое он дал своему сыну (62г). К середине 60-ых Колтрейн стал самым выдающимся джазовым музыкантом и имел солидную дискографию. Поскольку все то, что он играл, было необычно и психоделично, его записи слушали продвинутые музыканты, и, конечно же Хендрикс. Думаю, что одухотворить гитару сложнее, чем духовой инструмент, и то, что удалось сделать Хендриксу, еще долго будет восхищать не одно поколение музыкантов. А в это замечательное время (начало 70-ых), искушенный мастер - Майлз Дэвис, который, в какой-то степени оказался музыкальным прародителем Хендрикса, начал свои длительные музыкальные изыскания по сплаву джаза и рока.

 Нельзя не отметить определенных достижений связанных с фьюжн: это ряд дисков, которые стали знаковыми для своего времени и почитаемыми в наши дни. На мой взгляд, одним из значимых является диск « Emergency!» за 69г, одного из «воспитанников» Дэвиса - Тони Вильямса. Его проект назывался « Lifetime», и в его рамках было выпущено еще несколько дисков, но, как и в случае с Дэвисом, каждый последующий диск становился вехой вырождения стиля. Во-вторых, фьюжн создал некую нишу для молодых любителей джаза, где они «кантовались» до проявления интереса к подлинному джазу. В-третьих, богатый опыт использования электроинструментов пригодился в зародившемся в начале 90-ых, интересном стиле – « M- Base».

  И хотя русло бибопа, как и мейнстрима, иногда сужалось, он всегда «тёк» спокойно и уверенно, оставаясь открытым для новых и интересных идей. Эмоциональность бибопа постепенно преобразовалась в чувственность. Иногда музыканты во время исполнения настолько обнажают чувства, что посещение живого концерта превращается в почти интимное действо, причиняя некий духовный дискомфорт слушателю. Это хорошо, что в нашу эпоху массового обладания качественной звуковой аппаратуры, появилась возможность комфортного индивидуального прослушивания и это еще один фактор, который привлекает новых любителей джаза в условиях, когда его клубная форма почти угасла. Сама же эмоциональность никуда не исчезла, и тот же, упомянутый стиль – « M- Base» активно ее использует, обогащая, в свою очередь, бибоп элементами фанка и так называемой « мультиструктурной» импровизацией.Увеличить картинку

  Что же касается « фри-джаза», то на самом деле это не стиль, а просто определенным образом используемый термин. Иногда исполняемые композиции состоят всего из нескольких длинных музыкальных фраз или, даже, из одной (ну о-очень длинной J), а еще, в современных композициях зачастую используются   «полифония» и «полиритмия». Такое исполнение не всегда воспринимается сразу, и в случае, приходится прослушивать её неоднократно для постепенного постижения. Такой джаз называют фри-джазом (т.е. свободным джазом). На самом деле, этот термин отражает степень искушенности слушателя в современном джазе. Термин « фри-джаз» появился в эпоху расцвета бибопа и стал обозначать ту музыку, которая звучала как джаз, но была не совсем понятна. Сегодня в это трудно поверить, но даже в начале 60-ых, музыку в исполнение Колтрейна некоторые критики называли анти-джазом. Потом все же пообвыклись, а тут и диск Орнетта Коулмана – « Free Jazz» (1960) вышел, поэтому стали называть все трудно воспринимаемое фри-джазом. Правильнее всего рассматривать фри-джаз как бегунок (или риска?) на музыкальной линейке бибопа: с одного конца – музыка, которая исполнялась Дизи Гиллеспи и Чарли Паркером [4], с другого…, скорее всего он отсутствует, как любой предел совершенству…

  Находясь на своем определенном этапе восприятия джазовой музыки, мыслишь так:  все, что находится за гранью фри-джаза одинаково непонятно, хотя, на самом деле, там находятся совершенно разные во всех отношениях произведения потому, что созданы яркими индивидуальностями, ведь роли исполнителя, композитора и импровизатора объединены в одном человеке. Ни в одном другом музыкальном направлении этого не встретишь. Джаз это музыка ярких индивидуальностей. Всем желающим отправиться в путешествие по исследованию его границ, могу порекомендовать воспользоваться такими вехами:  Джон Колтрейн, Орнетт Коулман, Сесил Тейлор, Элберт Эйлер, Джон Зорн, Джеймс Блад Алмер…Счастливого пути! Постарайтесь не заблудиться!

  [1] Как и в других музыкальных направлениях, в бибопе есть свои термины условно определяющие стиль конкретного произведения, наиболее распространенные: « кул» - холодное и аранжированное исполнение, « хардбоп» - горячее и импровизированное исполнение, «фри» - относительно свободная импровизация.

[2] хотя сложности могут возникнуть при прослушивании фортепианной музыки, когда трудно отличить интерпретации Маурисио Поллини от импровизаций Пола Блэя.

[3] Термином «настоящие» хочется исключить людей считающих себя любителями джаза лишь потому, что им нравится Кенни Джи.

[4] Официальные родители бибопа.




  

        автор статьи: Феликс Войцеховский