ilonka.ru
Литературный клуб
Поиск по сайту
Главное меню
Поэзия
любовная лирика
пейзажная лирика
божественные стихи
философская лирика
стихи для детей
ироничные стихи
гражданская лирика
Проза
воспитание чувств
публицистика
эссе
новеллы
миниатюры
сказки


Вход на сайт


Логин
Пароль



счетчики





Партнеры

Создать сайт

Джаз - музыка ярких индивидуальностей.

Джаз - музыка ярких индивидуальностей.

 
Я меломан, и меня всегда удивляла многоликость джаза. Он уверенно освоил и осваивает те «территории», которые «принадлежали» до него «классике», и которые появились уже после него – рок-н-ролл, фанк, рэп и др. В джазе всегда работало много творческих индивидуальностей и просто виртуозов,это делало его привлекательным для любого, кто готов слушать еще что-то кроме попсы.

 

Сейчас уже трудно представить, каким был джаз в эпоху своего становления, но многочисленные свидетельства указывают на то, что это был «диксиленд». Мы уже никогда не услышим оригинального звучания тех лет, но зато есть записи более поздние, и тех музыкантов, которые сами были свидетелями первых оркестров. Считается, что «диксиленд» когда-то претерпевал « revival» - возрождение интереса к себе. Но, как джазовый стиль, он уже давно достиг своего пика и, поэтому, объективно, интерес к нему снизился. «Диксиленд» был «разнузданным» стилем гениальных самоучек. Приход в джаз профессионалов ознаменовался эрой свинга. Тогда качественного перехода из стиля в стиль, в инструментальном плане, почти не произошло, музыка стала намного «стройнее», а в ритмическом плане – проще, что и послужило появлению тогдашней «попсы» – многочисленных танцевальных оркестров, имитировавших джаз. Самая главная заслуга эры свинга - появление « биг-бендов» - оркестров, в состав которых входит большая секция духовых инструментов, а иногда еще и струнных. « Биг-бенд» это то, ради чего любителю джаза стоит сходить на живой концерт, это прежде всего - ЗВУК! Такого Вы никогда не услышите на своей любимой домашней системе.

  История джаза, до недавнего времени, теснейшим образом соприкасалась с историей отношения рас. Можно даже утверждать, что джаз был зеркальным отражением текущего состояния расовой борьбы. Очередное джазовое направление создавалось афро-американцами в пику белым музыкантам, которые затем постепенно и небезуспешно осваивали это направление и вытесняли «законных владельцев» с престижных сценических площадок. Но в середине 40-ых появилось направление джаза, которое ознаменовалось уравниванием прав белого и цветного населения США. Это направление стало главным течением джаза – « мейнстримом», которое благополучно развивается и в наши дни, наполняя русло современного джаза. Его окончательно сформировавшееся название звучит довольно легкомысленно - « бибоп» [1]. С самого начала это направление отличалось изощренным, интеллектуальным исполнением музыкантами своих импровизаций. Таким способом черные музыканты собирались устранить последний миф расовой идеологии – миф о своей умственной неполноценности. К 60-тым годам у них появилось даже свое определение джаза – «ЭТО НАША МУЗЫКА» ( this is our music), своеобразный расизм «наоборот». Своей вершины джаз достиг в 60-ые, вместе с апогеем борьбы с расизмом. Дух захватывает, когда слушаешь записи сделанные в тот период. Это музыка, переполненная эмоциями. Уже тот факт, что тогда творил гений – Джон Колтрейн делает это время «золотым периодом» в эпохе джаза. А ведь еще были Майлз Дэвис, Эрик Долфи, Орнетт Коулман, Макс Роуч, Сесил Тейлор, Чарли Мингус. Тогда же появились новые звезды - Тони Вильямс, Чик Кориа, Херби Хенкок и еще огромное количество замечательных джазовых музыкантов. После официального уравнивания в правах всех рас, в джазе наступил период «отката». Возможно, этому способствовало и повальное увлечение роком.
 
На заре семидесятых возник вопрос идентификации джаза. В общем-то, джаз довольно легко идентифицировать, и даже, независимо от стиля [2]. Джаз это «особо исполненный» блюз, а стиль и определяет это особое исполнение. Когда Майлз Дэвис исполняет « Basin Street Blues» в стиле «кул», а матерый диксиленд исполняет бибоповский стандарт, то не возникает никакого сомнения в отсутствии какой-либо «привязки» произведения к стилю. Все дело в блюзовой манере исполнения. Что же произошло в начале 70-ых? Джаз терял свою социальную актуальность, а рок-музыка завоёвывала все больш ую аудиторию. Единственным выходом для основной массы джазовых музыкантов в это время стала адаптация к рок-музыке. Так родился новый стиль « фьюжн» - «сплав» джаза и рока. Звучание композиций в этом стиле (особенно в первой половине 70-ых) было необычным и захватывающим, с виртуозностью исполнителей тоже было все в порядке . Казалось, вот она - новая революция в джазе. Но постепенный отход от блюза, насыщение звука электроникой и упрощение ритма, привело к тому, что настоящие [3] любители джаза начали терять к нему интерес и надежду, что фьюжн окажется полноценным джазовым стилем. Да и сами исполнители, которые уже имели солидный бибоповский стаж, вернулись в свое основное русло и без какого-либо полезного приобретения. Кит Джарретт, например, сразу распознали бесперспективность этого направления и не стал «пересаживаться» на электричество. В самый «разгар» фьюжн Джарретт выпустил лучшие свои диски – « Silence», « Fort Yawuh». А «гигант» джаза - Майлз Дэвис, который принимал непосредственное участие в создании этого направления, напротив, до последнего дня верил в фьюжн. И надо отдать ему должное, всё, что он делал на протяжении 5-ти десятилетий, отвечало самому взыскательному музыкальному вкусу, даже его диск 93 года - « Do- Bop», не имеющий к джазу никакого отношения.  Дэвис обладал невероятным чутьем на талант, с ним играли почти все будущие знаменитости, в том числе и Джарретт. И вот в конце 60-ых, появился великий Джими Хендрикс, гениальный рок-музыкант, повлиявший на весь последующий джаз, и не только электрический. Дэвис высоко оценил музыкальные достижения Хендрикса и выступал его транслятором в джазе. Он пробовал вводить в свои составы одновременно двух гитаристов, распределяя им роли, рассчитывая на «эффект» Хендрикса. Но каждая  подобная попытка не приводила к желаемому результату, он оказывался слабее каждой из составляющих фьюжн. Гилл Эванс, руководитель « биг-бенда» и   давний партнер Дэвиса, тоже сделал свою попытку в 71 году в виде трибьюта Джими Хендриксу, но результат получился блеклый, не достойный ни Хендрикса, ни любителей джаза. Помимо явного участия Дэвиса в создании нового направления, просматривается и неявное.  Дэвис привлекал талантливых музыкантов к совместной работе, среди которых был и Джон Колтрейн. Они были одногодками,  но к середине 50-ых Дэвис был намного известнее и авторитетней Колтрейна. Позднее Колтрейн признавался, что совместная работа с Дэвисом помогла ему с самоопределением. Некоторое время спустя, когда по Америке гастролировал индийский музыкант, ситарист Рави Шанкар, Колтрейн познакомился с индийской народной музыкой, изобилующей медитативными элементами. О его впечатлениях мы можем судить по его знаменитой композиции 61 года « India», в которой  появились элементы психоделии, и по имени Рави, которое он дал своему сыну (62г). К середине 60-ых Колтрейн стал самым выдающимся джазовым музыкантом и имел солидную дискографию. Поскольку все то, что он играл, было необычно и психоделично, его записи слушали продвинутые музыканты, и, конечно же Хендрикс. Думаю, что одухотворить гитару сложнее, чем духовой инструмент, и то, что удалось сделать Хендриксу, еще долго будет восхищать не одно поколение музыкантов. А в это замечательное время (начало 70-ых), искушенный мастер - Майлз Дэвис, который, в какой-то степени оказался музыкальным прародителем Хендрикса, начал свои длительные музыкальные изыскания по сплаву джаза и рока.

 Нельзя не отметить определенных достижений связанных с фьюжн: это ряд дисков, которые стали знаковыми для своего времени и почитаемыми в наши дни. На мой взгляд, одним из значимых является диск « Emergency!» за 69г, одного из «воспитанников» Дэвиса - Тони Вильямса. Его проект назывался « Lifetime», и в его рамках было выпущено еще несколько дисков, но, как и в случае с Дэвисом, каждый последующий диск становился вехой вырождения стиля. Во-вторых, фьюжн создал некую нишу для молодых любителей джаза, где они «кантовались» до проявления интереса к подлинному джазу. В-третьих, богатый опыт использования электроинструментов пригодился в зародившемся в начале 90-ых, интересном стиле – « M- Base».

  И хотя русло бибопа, как и мейнстрима, иногда сужалось, он всегда «тёк» спокойно и уверенно, оставаясь открытым для новых и интересных идей. Эмоциональность бибопа постепенно преобразовалась в чувственность. Иногда музыканты во время исполнения настолько обнажают чувства, что посещение живого концерта превращается в почти интимное действо, причиняя некий духовный дискомфорт слушателю. Это хорошо, что в нашу эпоху массового обладания качественной звуковой аппаратуры, появилась возможность комфортного индивидуального прослушивания и это еще один фактор, который привлекает новых любителей джаза в условиях, когда его клубная форма почти угасла. Сама же эмоциональность никуда не исчезла, и тот же, упомянутый стиль – « M- Base» активно ее использует, обогащая, в свою очередь, бибоп элементами фанка и так называемой « мультиструктурной» импровизацией.Увеличить картинку

  Что же касается « фри-джаза», то на самом деле это не стиль, а просто определенным образом используемый термин. Иногда исполняемые композиции состоят всего из нескольких длинных музыкальных фраз или, даже, из одной (ну о-очень длинной J), а еще, в современных композициях зачастую используются   «полифония» и «полиритмия». Такое исполнение не всегда воспринимается сразу, и в случае, приходится прослушивать её неоднократно для постепенного постижения. Такой джаз называют фри-джазом (т.е. свободным джазом). На самом деле, этот термин отражает степень искушенности слушателя в современном джазе. Термин « фри-джаз» появился в эпоху расцвета бибопа и стал обозначать ту музыку, которая звучала как джаз, но была не совсем понятна. Сегодня в это трудно поверить, но даже в начале 60-ых, музыку в исполнение Колтрейна некоторые критики называли анти-джазом. Потом все же пообвыклись, а тут и диск Орнетта Коулмана – « Free Jazz» (1960) вышел, поэтому стали называть все трудно воспринимаемое фри-джазом. Правильнее всего рассматривать фри-джаз как бегунок (или риска?) на музыкальной линейке бибопа: с одного конца – музыка, которая исполнялась Дизи Гиллеспи и Чарли Паркером [4], с другого…, скорее всего он отсутствует, как любой предел совершенству…

  Находясь на своем определенном этапе восприятия джазовой музыки, мыслишь так:  все, что находится за гранью фри-джаза одинаково непонятно, хотя, на самом деле, там находятся совершенно разные во всех отношениях произведения потому, что созданы яркими индивидуальностями, ведь роли исполнителя, композитора и импровизатора объединены в одном человеке. Ни в одном другом музыкальном направлении этого не встретишь. Джаз это музыка ярких индивидуальностей. Всем желающим отправиться в путешествие по исследованию его границ, могу порекомендовать воспользоваться такими вехами:  Джон Колтрейн, Орнетт Коулман, Сесил Тейлор, Элберт Эйлер, Джон Зорн, Джеймс Блад Алмер…Счастливого пути! Постарайтесь не заблудиться!

  [1] Как и в других музыкальных направлениях, в бибопе есть свои термины условно определяющие стиль конкретного произведения, наиболее распространенные: « кул» - холодное и аранжированное исполнение, « хардбоп» - горячее и импровизированное исполнение, «фри» - относительно свободная импровизация.

[2] хотя сложности могут возникнуть при прослушивании фортепианной музыки, когда трудно отличить интерпретации Маурисио Поллини от импровизаций Пола Блэя.

[3] Термином «настоящие» хочется исключить людей считающих себя любителями джаза лишь потому, что им нравится Кенни Джи.

[4] Официальные родители бибопа.




  

        автор статьи: Феликс Войцеховский

Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Просмотрено: 10318 раз
22 августа 2006 Напечатать
часы



реклама

Благотворительный интернет-фонд Помоги.Орг



Самое популярное
  • Сочини свой Блюз
  • Различные Женщи ...
  • "Божественные с ...
  • Откровения муже ...
  • Воспитание чувс ...
  • "МОЕЙ ЖИЗНИ КИНО ...
  • Джаз - музыка ярк ...
  • Сациви от дяди Г ...
  • Помню...
  • ***************


  • Голосование
    Какие стихи вы любите
    о любви
    о природе
    философские
    иронические
    для детей cm




    Поддержка проекта

    помощь проекту;)Если у Вас есть возможность помочь в развитии нашего проекта, то Вы можете это сделать, внеся небольшую сумму на наш счет:

    WebMoney:
    Z182696302991
    U260448620294
    R288649250646
    E107420200304


    Все деньги пойдут на оплату хостинга для портала и форума а также на открытие и оплату траффика файлового архива





    Копилочка



     


    JBE 468x60 Woman