Джаз - музыка ярких индивидуальностей.
Я меломан, и меня всегда удивляла многоликость джаза. Он уверенно освоил и осваивает те «территории», которые «принадлежали» до него «классике», и которые появились уже после него – рок-н-ролл,
фанк,
рэп и др. В джазе всегда работало много творческих индивидуальностей и просто виртуозов,это делало его привлекательным для любого, кто готов слушать еще что-то кроме попсы.
Сейчас уже трудно представить, каким был джаз в эпоху своего становления, но многочисленные свидетельства указывают на то, что это был «диксиленд». Мы уже никогда не услышим оригинального звучания тех лет, но зато есть записи более поздние, и тех музыкантов, которые сами были свидетелями первых оркестров. Считается, что «диксиленд» когда-то претерпевал «
revival» - возрождение интереса к себе. Но, как джазовый стиль, он уже давно достиг своего пика и, поэтому, объективно, интерес к нему снизился. «Диксиленд» был «разнузданным» стилем гениальных самоучек. Приход в джаз профессионалов ознаменовался эрой свинга. Тогда качественного перехода из стиля в стиль, в инструментальном плане, почти не произошло, музыка стала намного «стройнее», а в ритмическом плане – проще, что и послужило появлению тогдашней «попсы» – многочисленных танцевальных оркестров, имитировавших джаз. Самая главная заслуга эры свинга - появление «
биг-бендов» - оркестров, в состав которых входит большая секция духовых инструментов, а иногда еще и струнных. «
Биг-бенд» это то, ради чего любителю джаза стоит сходить на живой концерт, это прежде всего - ЗВУК! Такого Вы никогда не услышите на своей любимой домашней системе.
История джаза, до недавнего времени, теснейшим образом соприкасалась с историей отношения рас. Можно даже утверждать, что джаз был зеркальным отражением текущего состояния расовой борьбы. Очередное джазовое направление создавалось
афро-американцами в пику белым музыкантам, которые затем постепенно и небезуспешно осваивали это направление и вытесняли «законных владельцев» с престижных сценических площадок. Но в середине 40-ых появилось направление джаза, которое ознаменовалось уравниванием прав белого и цветного населения США. Это направление стало главным течением джаза – «
мейнстримом», которое благополучно развивается и в наши дни, наполняя русло современного джаза. Его окончательно сформировавшееся название звучит довольно легкомысленно - «
бибоп»
[1]. С самого начала это направление отличалось изощренным, интеллектуальным исполнением музыкантами своих импровизаций. Таким способом черные музыканты собирались устранить последний миф расовой идеологии – миф о своей умственной неполноценности. К 60-тым годам у них появилось даже свое определение джаза – «ЭТО НАША МУЗЫКА» (
this
is
our
music), своеобразный расизм «наоборот». Своей вершины джаз достиг в 60-ые, вместе с апогеем борьбы с расизмом. Дух захватывает, когда слушаешь записи сделанные в тот период. Это музыка, переполненная эмоциями. Уже тот факт, что тогда творил гений – Джон Колтрейн делает это время «золотым периодом» в эпохе джаза. А ведь еще были
Майлз Дэвис, Эрик
Долфи,
Орнетт
Коулман, Макс
Роуч,
Сесил Тейлор, Чарли
Мингус. Тогда же появились новые звезды - Тони Вильямс, Чик
Кориа,
Херби
Хенкок и еще огромное количество замечательных джазовых музыкантов. После официального уравнивания в правах всех рас, в джазе наступил период «отката». Возможно, этому способствовало и повальное увлечение роком.
На заре семидесятых возник вопрос идентификации джаза. В общем-то, джаз довольно легко идентифицировать, и даже, независимо от стиля
[2]. Джаз это «особо исполненный» блюз, а стиль и определяет это особое исполнение. Когда
Майлз Дэвис исполняет «
Basin
Street
Blues» в стиле «кул», а матерый диксиленд исполняет
бибоповский стандарт, то не возникает никакого сомнения в отсутствии какой-либо «привязки» произведения к стилю. Все дело в
блюзовой манере исполнения. Что же произошло в начале 70-ых? Джаз терял свою социальную актуальность, а рок-музыка завоёвывала все больш
ую аудиторию. Единственным выходом для основной массы джазовых музыкантов в это время стала адаптация к рок-музыке. Так родился новый стиль «
фьюжн» - «сплав» джаза и рока. Звучание композиций в этом стиле (особенно в первой половине 70-ых) было необычным и захватывающим, с виртуозностью исполнителей тоже было все в порядке
. Казалось, вот она - новая революция в джазе. Но постепенный отход от блюза, насыщение звука электроникой и упрощение ритма, привело к тому, что настоящие
[3] любители джаза начали терять к нему интерес и надежду, что
фьюжн окажется полноценным джазовым стилем. Да и сами исполнители, которые уже имели солидный
бибоповский стаж, вернулись в свое основное русло и без какого-либо полезного приобретения. Кит
Джарретт, например, сразу
распознали бесперспективность этого направления и не стал «пересаживаться» на электричество. В самый «разгар»
фьюжн
Джарретт выпустил лучшие свои диски – «
Silence», «
Fort
Yawuh». А «гигант» джаза -
Майлз Дэвис, который принимал непосредственное участие в создании этого направления, напротив, до последнего дня верил в
фьюжн. И надо отдать ему должное, всё, что он делал на протяжении 5-ти десятилетий, отвечало самому взыскательному музыкальному вкусу, даже его диск 93 года - «
Do-
Bop», не имеющий к джазу никакого отношения.
Дэвис обладал невероятным чутьем на талант, с ним играли почти все будущие знаменитости, в том числе и
Джарретт. И вот в конце 60-ых, появился великий
Джими
Хендрикс, гениальный рок-музыкант, повлиявший на весь последующий джаз, и не только электрический. Дэвис высоко оценил музыкальные достижения
Хендрикса и выступал его транслятором в джазе. Он пробовал вводить в свои составы одновременно двух гитаристов, распределяя им роли, рассчитывая на «эффект»
Хендрикса. Но каждая
подобная попытка не приводила к желаемому результату, он оказывался слабее каждой из составляющих
фьюжн.
Гилл Эванс, руководитель «
биг-бенда» и
давний партнер Дэвиса, тоже сделал свою попытку в 71 году в виде
трибьюта
Джими
Хендриксу, но результат получился блеклый, не достойный ни
Хендрикса, ни любителей джаза. Помимо явного участия Дэвиса в создании нового направления, просматривается и
неявное.
Дэвис привлекал талантливых музыкантов к совместной работе, среди которых был и Джон Колтрейн. Они были одногодками,
но к середине 50-ых Дэвис был намного известнее и авторитетней Колтрейна. Позднее Колтрейн признавался, что совместная работа с Дэвисом помогла ему с самоопределением. Некоторое время спустя, когда по Америке гастролировал индийский музыкант,
ситарист
Рави
Шанкар, Колтрейн познакомился с индийской народной музыкой, изобилующей медитативными элементами. О его впечатлениях мы можем судить по его знаменитой композиции 61 года «
India», в которой
появились элементы
психоделии, и по имени
Рави, которое он дал своему сыну (62г). К середине 60-ых Колтрейн стал самым выдающимся джазовым музыкантом и имел солидную дискографию. Поскольку все то, что он играл, было необычно и
психоделично, его записи слушали продвинутые музыканты, и, конечно
же
Хендрикс. Думаю, что одухотворить гитару сложнее, чем духовой инструмент, и то, что удалось сделать
Хендриксу, еще долго будет восхищать не одно поколение музыкантов. А в это замечательное время (начало 70-ых), искушенный мастер -
Майлз Дэвис, который, в какой-то степени оказался музыкальным прародителем
Хендрикса, начал свои длительные музыкальные изыскания по сплаву джаза и рока.
Нельзя не отметить определенных достижений связанных с
фьюжн: это ряд дисков, которые стали знаковыми для своего времени и почитаемыми в наши дни. На мой взгляд, одним из значимых является диск «
Emergency!» за 69г, одного из «воспитанников» Дэвиса - Тони Вильямса. Его проект назывался «
Lifetime», и в его рамках было выпущено еще несколько дисков, но, как и в случае с Дэвисом, каждый последующий диск становился вехой вырождения стиля. Во-вторых,
фьюжн создал некую нишу для молодых любителей джаза, где они «кантовались» до проявления интереса к подлинному джазу. В-третьих, богатый опыт использования электроинструментов пригодился в зародившемся в начале 90-ых, интересном стиле – «
M-
Base».
И хотя русло
бибопа, как и
мейнстрима, иногда сужалось, он всегда «тёк» спокойно и уверенно, оставаясь открытым для новых и интересных идей. Эмоциональность
бибопа постепенно преобразовалась в чувственность. Иногда музыканты во время исполнения настолько обнажают чувства, что посещение живого концерта превращается в почти интимное действо, причиняя некий духовный дискомфорт слушателю. Это хорошо, что в нашу эпоху массового обладания качественной звуковой аппаратуры, появилась возможность комфортного индивидуального прослушивания и это еще один фактор, который привлекает новых любителей джаза в условиях, когда его клубная форма почти угасла. Сама же эмоциональность никуда не исчезла, и тот же, упомянутый стиль – «
M-
Base» активно ее использует, обогащая, в свою очередь,
бибоп элементами
фанка и так называемой «
мультиструктурной» импровизацией.
Что же касается «
фри-джаза», то на самом деле это не стиль, а просто определенным образом используемый термин. Иногда исполняемые композиции состоят всего из нескольких длинных музыкальных фраз или, даже, из одной (ну
о-очень длинной
J), а еще, в современных композициях зачастую используются
«полифония» и «полиритмия». Такое исполнение не всегда воспринимается сразу, и в случае, приходится прослушивать её неоднократно для постепенного постижения. Такой джаз называют
фри-джазом (т.е. свободным джазом). На самом деле, этот термин отражает степень искушенности слушателя в современном джазе. Термин «
фри-джаз» появился в эпоху расцвета
бибопа и стал обозначать ту музыку, которая звучала как джаз, но была не совсем понятна. Сегодня в это трудно поверить, но даже в начале 60-ых, музыку в исполнение Колтрейна некоторые критики называли
анти-джазом. Потом все же
пообвыклись, а тут и диск
Орнетта
Коулмана – «
Free
Jazz» (1960) вышел, поэтому стали называть все трудно воспринимаемое
фри-джазом. Правильнее всего рассматривать
фри-джаз как бегунок (или риска?) на музыкальной линейке
бибопа: с одного конца – музыка, которая исполнялась
Дизи
Гиллеспи и Чарли
Паркером
[4], с другого…, скорее всего он отсутствует, как любой предел совершенству…
Находясь на своем определенном этапе восприятия джазовой музыки, мыслишь так:
все, что находится за гранью
фри-джаза одинаково непонятно, хотя, на самом деле, там находятся совершенно разные во всех отношениях произведения потому, что созданы яркими индивидуальностями, ведь роли исполнителя, композитора и импровизатора объединены в одном человеке. Ни в одном другом музыкальном направлении этого не встретишь. Джаз это музыка ярких индивидуальностей. Всем желающим отправиться в путешествие по исследованию его границ, могу порекомендовать воспользоваться такими вехами:
Джон Колтрейн,
Орнетт
Коулман,
Сесил Тейлор,
Элберт Эйлер, Джон
Зорн, Джеймс
Блад
Алмер…Счастливого пути! Постарайтесь не заблудиться!
[1]
Как и в других музыкальных направлениях, в
бибопе есть свои
термины условно определяющие стиль конкретного произведения, наиболее распространенные: «
кул» - холодное и аранжированное исполнение, «
хардбоп» - горячее и импровизированное исполнение, «фри» - относительно свободная импровизация.